Глава из книги Александры Давид - Ноэль "Мистики Тибета".
***
Выбор духовного наставника - гуру, как говорят индусы, - чрезвычайно
важный момент, от которого зависит весь жизненный путь молодого
претендента на звание "кандидата тайных наук".
Жаждущие знаний порой стучатся совсем не в подходящую дверь и попадают
в такой переплет, какой им и не снился.
Если молодой монах довольствуется духовным руководством ламы, живущего
в монастыре или в частном доме, неподалеку от монастыря, и если
этот лама не анахорет и не "экстремист" "прямого
пути", то можно надеяться, что с учеником не случится
ничего трагического. В течение более или менее длительного испытательного
срока учитель проверяет, на что ученик способен. Возможно, он впоследствии
объяснит ему смысл только нескольких философских книг, обратит его
внимание на значение некоторых символических диаграмм ("кйил-кхор")
и научит основным методическим медитациям. Если лама сочтет его
способным на большее, он наметит для него программу духовного развития.
Тибетцы резюмируют такую программу тремя словами, обозначающими
ее этапы:
Тава: смотреть, изучать.
Гомпа: думать, размышлять.
Тшиепа: завершение и результат двух предыдущих упражнений.
Другой, менее распространенный вариант, повторяет то же самое,
но в слегка измененной форме.
Темне: искать значение, смысл всего существующего.
Лаб: изучать то и другое во всех подробностях.
Гом: думать, размышлять о том, что открыто.
Тоге: понимать.
Чтобы ученик имел возможность спокойно предаваться медитациям и
другим упражнениям программы, лама приказывает ему затвориться в
"тсхам" (ограждение себя от внешнего мира) ...
***
... Упомянутая мной триада "изучать; размышлять; понять"
у настоящих адептов "прямого пути" приобретает
особенную силу. Вся умственная деятельность ученика направляется
указанными действиями. Иногда применяемые методы кажутся нелепыми,
но при ближайшем рассмотрении можно убедиться, что для достижения
поставленной цели они действенны и очень- разумны. Кроме того, можно
не сомневаться, что предлагающие эти методы учителя прекрасно учитывают
умственное развитие своих духовных детищ и планируют задания соответственно
этому.
Падмасамбхава излагает разделы программы духовного совершенствования
системы "прямого пути" в такой последовательности:
1. Прочитать как можно больше разнообразных религиозных
и философских книг. Часто слушать проповеди и речи ученых наставников,
исповедующих различные истины и теории. Испробовать на себе самом
всевозможные методы.
2. Из всех изученных доктрин выбрать одну, отбросив остальные,
подобно орлу, намечающему себе добычу из целого стада.
3. Жить скромно и не стараться выдвинуться, иметь смиренный
вид, не привлекать внимания, не стремиться быть равным великим мира
сего. Но под личиной незначительности высоко вознести свой дух и
быть неизмеримо выше славы и почестей земных.
4. Быть ко всему безразличным; поступать как собака или
свинья, пожирающие все, что бы им ни попалось; не выбирать лучшего
из того, что вам дают; не делать ни малейшего усилия получить или
избежать и т.д. Принимать, что выпадет на долю - богатство или бедность,
похвалы или презрение; перестать отличать добродетель от порока,
доблестное от постыдного, добро от зла. Никогда не скорбеть, не
раскаиваться, не предаваться сожалению, что бы ни произошло; с другой
стороны, ничему не радоваться, не веселиться и ничем не гордиться.
5. Бесстрастно и отрешенно наблюдать борьбу мнений и разнообразную
деятельность живых существ. Думать: "Такова природа вещей,
образ жизни различных индивидуальностей". Созерцать мир подобно
человеку, глядящему с самой высокой вершины на расположенные далеко
внизу горы и долины.
6. Шестой этап описать нельзя - он тождествен понятию пустоты.*
(*В соответствии с тибетской формулой - "одушевленные существа
лишены личности - "эго". В общем смысле под понятием "пустота"
можно понимать отсутствие "эго". -Прим. авт.)
Несмотря на подобия "учебных планов", бесполезно
было бы пытаться установить правильную последовательность многочисленных
упражнений, придуманных тибетскими "отцами пустыни". На
практике все эти упражнения комбинируются, и не только каждый учитель-мистик
имеет свой собственный, ему одному присущий метод, но редко даже
в руководстве двумя своими учениками он применяет одинаковые приемы.
Нам необходимо примириться с хаосом, в общем, представляющим результат
хаоса индивидуальных стремлений и склонностей; адепты "прямого
пути" не желают упорядочить его и влить в одну общую форму.
Девиз высоких вершин "Страны Снегов" - свобода.
Но в силу какого-то удивительного парадокса монахи не используют
эту свободу для самого полного подчинения своим духовным наставникам.
Послушание обязательно только в отношении тренировки и образа жизни,
предписываемых учителем. Ученику не навязывают никаких теорий. Его
сознание всегда свободно, он может верить, отрицать, сомневаться,
соответственно своим природным склонностям.
Один лама сказал как-то мне, что роль наставника "прямого
пути" прежде всего заключается в руководстве подготовительным
периодом очищения.
Учитель должен побудить своего ученика освободиться от верований,
идей, благоприобретенных привычек и врожденных склонностей - от
всего, что развилось и укоренилось в его сознании как следствие
причин, возникновение которых затеряно во тьме времени.