Природа болезней.
Теория. Методы. Результаты.
ЧАСТЬ 10. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Для начала вспомним сказанное ранее, что в соответствии с условием
постоянного и непрерывного развития разума каждого организма в
течение всей жизни душа, как носитель информации о деятельности
разума, “растет” и развивается в течение всей жизни конкретного
организма. Поэтому депривация (изоляция) в любом случае приводят
к замедлению “роста” души. Следовательно, любые виды
депривации, в общем случае, опасны для каждого организма, так
как угнетение “роста” души, как правило, приводит к необратимым
последствиям не только в психическом, но нередко и в соматическом
развитии.
Психической депривацией является такой вид сенсорной
депривации, когда на раннем этапе онтогенеза организм изолируется
от социума или получает неполную или искаженную информацию о внешнем,
т.е. от его социального окружения.
Величина (глубина) и определенное качество психической депривации
могут быть различны. И это будет различным образом влиять на замедление
“роста” души.
Однако в результате действия психической депривации происходит
не просто “замедление” “роста” души, но и то,
что выше было обозначено как функциональная неполнота. Это означает,
что некоторые части души не будут сформированы вовсе. Ущербными
окажутся составляющие души, связанные с высшей нервной системой
и/или с исчезновением или деформацией внешней структуры души.
Поэтому здесь сделаем вывод по вопросу о формировании дерева
потребностей.
Психическая депривация на раннем этапе развития организма
не только ограничивает потенциальные возможности разума конкретного
организма за счет исключения формирования потребностей по уровню
выше первого, но и угнетает развитие души. Угнетение развития
души происходит настолько, что дальнейшее ее развитие в той части,
которая оказалась угнетенной, становится совершенно невозможным.
Функция отражения индивида при наличии психической депривации
развивается у него с искажениями или в какой-то части не развивается.
Это делает психику организма неразвитой, социальные возможности
организма в этой части уменьшаются практически до нуля. При этом
формируются такие психические комплексы, которые принято обозначать,
как комплексы неполноценности. Именно это и понимается как функциональная
неполнота развития души.
Можно было бы и не подчеркивать функциональную неполноту души
в результате воздействия психической депривации. Однако это необходимо
сделать, поскольку последствия при этом могут быть не только в
том, что какое-то свойство, скажем, характе-ра не будет развито.
Последствия психической депривации заключаются также в том, что
и организм становится ущербным во многих смыслах. Особенно ужасны
последствия, когда не формируются структуры внешней души.
Так функциональная неполноценность формирования души может приводить
и приводит в таких случаях к возможности деформирования собственной
души индивида не только за счет недоразвитости, но и за счет “вселения”
в него “чужой” души, т.е. за счет реинкарнации, о чем
мы в дальнейшем будем говорить достаточно подробно. Неполнота
развития собственной души организма за счет психической депривации
создает, таким образом, некоторый вакуум души, который и может
быть относительно легко “заполнен” “чужой” душой.
Таковы самые плачевные итоги психической депривации.
Возможные виды и формы психической депривации чрезвычайно разнообразны.
Наиболее острые формы психической депривации происходят тогда,
когда, скажем, ребенок человека попадает в малолетнем возрасте
в звериную стаю. Там происходит его воспитание, которое выливается
в то, что такой ребенок никогда не может впоследствии стать человеком.
Душа его развивалась по законам звериной стаи и уже не может стать
человеческой.
Мне представляется, что в психологии, как науке о
развитии личности и общества, нет более важного и насущного вопроса,
чем вопрос о проблемах и формах психической депривации. Наркомания,
проституция, преступность - вот некоторые варианты проявлений
последствий психической депривации.
Более того, практически все, или, во всяком случае, большинство
психических заболеваний является следствием воздействия реинкарнированной
души, что уже может, в отдельных случаях, передаваться по наследству.
Однако реинкарнации (“вселению” чужой души) подвергаются
главным образом те люди, душа которых была подвержена в раннем
детстве психической депривации. Кроме того, представляется также,
что и многие соматические заболевания являются следствием реинкарнации,
проявляющейся в этих случаях в иной форме и с иными последствиями.
Значит, если мы не разберемся в этих проблемах, связанных с “ростом”
души, то вся психологическая наука будет просто не нужна. Это,
как я понимаю, прямо выливается в создание теории воспитания и
обучения. Без теории психической депривации нельзя создать теорию
воспитания и обучения. Если при этом в базис этих теоретических
исследований не будет положено учение о душе, то они останутся
только “благими пожеланиями, которыми устилается дорога в
ад”.
Если рассматривать психическую депривацию не только на раннем
этапе онтогенеза, но и на этапе зрелого организма, то здесь ее
последствия будут эквивалентны последствиям сенсорной депривации,
с той разницей, что при этом будут угнетаться психические потребности
(потребности разума), что также небезопасно в большинстве случаев.
Однако следует признать, что некоторые индивиды могут относительно
просто справляться с такого рода депривацией. Некоторые люди способны
обходиться без внешнего окружения за счет внутреннего социального
общения (с самим собой в состоянии глубокой интроверсии), или,
в отдельных случаях, за счет медитации получать извне необходимую
информацию без непосредственных социальных контактов, что может
сохранять довольно долго устойчивость психики, т.е. “рост”
души может быть не остановлен.
Теперь рассмотрим последствия для искажения “роста”
души от действия сенсорной депривации. Сенсорной депривацией является
такое психическое изолирование индивида, когда сенсорная информация
(полностью или частично) не может быть воспринята организмом,
т.е. когда разум не в состоянии сформировать полноценную функцию
отражения, соответствующую конкретной внешней ситуации или когда
внешняя среда “не в состоянии поставить необходимый объем
информации”. Крайним случаем сенсорной депривации является
полное изолирование субъекта от внешней информации. В условиях
космических полетов происходит частичная сенсорная депривация,
например, в части восприятия вектора тяжести.
Разум осуществляет непрерывное формирование функции
отражения, независимо от того - поступает или нет для анализа
внешняя информация.
В случае дефицита внешней информации все будет зависеть от конкретной
складывающейся для организма ситуации.
Так автомобилист, едущий по прекрасной автостраде, из-за сенсорной
депривации, связанной с отсутствием каких-либо помех, может заснуть
за рулем, поскольку в этом случае происходит информационно-ресурсная
депривация, приводящая к сильным эмоциям, перегружающих узел управления
психикой.
В экстремальной ситуации, когда внешней информации или информации
о собственных ресурсах недостаточно, индивид может впасть в состояние
ярости, взрыва агрессии или, напротив, застопориться. Другим случаем
сенсорной депривации является тот, когда не хватает внутренней
информации для решения какой-либо жизненной проблемы. В этом случае
индивид может также принимать неадекватные решения, предпринимать
неочевидные поступки.
Если сенсорная депривация принимает крайние формы, это начинает
влиять на устойчивость психики. При этом могут нарушиться условия
формирования корректной функции компенсации, что в таких случаях
приводит к галлюцинациям, воспринимаемым самим индивидом далеко
неоднозначно. В менее острых случаях сенсорная депривация может
привести к нарушению некоторых физиологических процессов, что
наблюдается у животных в условиях зоопарков, когда нарушается
функция воспроизводства, о чем выше говорилось при рассмотрении
онтогенетического дерева потребностей.
В ситуациях самых острых сенсорных деприваций, подробно описанных
в экспериментах Лили и других исследователей по сенсорной принудительной
депривации, душа начинает самостоятельное “добывание”
информации и даже покидает сому (тело организма). Это может закончиться
летальным исходом, так как вслед за “эллиптическими”
полевыми структурами сому начинают покидать и “кольцевые”,
что приводит к “извлечению” всех остальных полевых структур души
данного организма.
Как видим, сенсорная депривация практически всегда приводит к
нарушениям в “работе” души, что небезопасно для индивида
как в психическом, так и в физическом отношениях: душа не может
позволить себе “не трудиться”, и, если ее “пытаются”
лишить этой возможности, она может навсегда расстаться с сомой.
Теперь мы приступим к оценке и механизму действия весьма специфической
формы психической депривации, которая связана с механизмом рождения
младенца. Речь пойдет о связи, возникающей между матерью и ребенком
в первые часы после рождения.
Я хочу увязать ряд фактов, объединяющих в определенное целое
сам механизм рождения (естественные роды и при помощи кесарева
сечения), время первого кормления грудью младенца и вообще интервал
времени между моментом рождения и первым физическим контактом
его с матерью.
Сначала я приведу некоторые выдержки из статьи “Стресс при рождении”
Хуго Лагеркранца и Теодора А. Слоткин, помещенной в журнале “В
мире науки” (№ 6, 1986 г., стр. 62-71), издаваемого в США под
названием Scientific Amerikan.
“Несколько лет назад частота родоразрешения путем кесарева
сечения возросла в США и Европе от 5 до 15-20%. Это было связано
с тем, что появились методы, позволяющие непрерывно регистрировать
ритм сердца плода во время сокращений матки. Сложные аритмии (т.е.
не просто ускорение или замедление сердечного ритма) при маточных
сокращениях часто расценивались как признак опасной асфиксии плода
и показание к кесареву сечению. Однако, когда ребенок появлялся
на свет, более чем в 50% случаев оказывалось, что у него были
лишь незначительные клинические признаки асфиксии...
Считая, что во многих случаях, когда производится кесарево
сечение, в нем на самом деле нет необходимости, исследователи
из Королевского института П. Бистолетти, Л. Нюлунд и Х. Лагеркранц
задались вопросом: не обусловлены ли сложные нарушения сердечного
ритма плода естественным выбросом катехоламинов в ответ на сокращения
матки?..
Уже в самом начале родов, когда шейка матки раскрыта не более
чем на 2-3 см, содержание катехоламинов в коже головы плода становилось
примерно в 5 раз больше, чем у взрослого человека в состоянии
покоя. Тотчас после рождения уровень катехоламинов оказывался
еще в 2-3 раза выше; значит, дополнительный выброс катехоламинов
происходил на стадии потуг. Через 30 минут по окончании родов
содержание катехоламинов в крови плода обычно начинает снижаться
и примерно через 2 ч. возвращается к уровню покоя...
В то же время высокое содержание катехоламинов в крови при
нормальных родах обусловлено не только недостатком кислорода:
между степенью асфиксии (оцениваемой по рH плазмы) и содержанием
катехоламинов в крови наблюдается прямая зависимость лишь при
глубокой гипоксии плода... нельзя было обойти вниманием тот факт,
что уровень катехоламинов в крови плода чрезвычайно высок даже
после нормальных родов.
Это давало повод думать, что выброс катехоламинов не только
защищает плод во время такого мощного стрессорного воздействия,
как роды, но и, возможно, способствует адаптации новорожденного
к новым, внеутробным, условиям существования. Как удалось показать
в последние годы, действительно, усиленная секреция катехоламинов
обеспечивает нормальную деятельность дыхательной системы, а также
подготавливает организм к недостатку питательных веществ и кислорода
и к действию других неблагоприятных факторов в течение первых
часов жизни. Важнейший приспособительный эффект выброса катехоламинов
во время родов - обеспечение нормального дыхания.
Известно, что дети, рожденные при плановом кесаревом сечении,
предрасположены к дыхательным нарушениям, возникающим в основном
из-за недостаточного всасывания жидкости из легких и из-за недостаточной
выработки сурфактанта. В норме легочная жидкость плода всасывается
во время родов полностью, в противном случае поверхность легких
остается влажной.
Сурфактант - это мылоподобное вещество, снижающее поверхностное
натяжение в легочных альвеолах, благодаря чему те поддерживаются
в раскрытом состоянии (а именно в альвеолах происходит обмен кислородом
и углекислым газом). Есть основания полагать, что и всасывание
легочной жидкости, и выработка сур-фактанта зависят от высокого
уровня катехоламинов в плазме в течение нескольких часов перед
рождением...
Было установлено, что непосредственно после рождения растяжимость
легких у детей, появившихся на свет путем естественного родоразрешения
и путем кесарева сечения, примерно одинакова, однако 2 ч. спустя
у детей, рожденных естественным образом, она существенно выше.
Более того, у таких детей наблюдалась прямая зависимость между
величиной растяжимости легких через 2 ч. после родов и содержанием
катехоламинов в крови в момент рождения. Поскольку растяжимость
изменяется не сразу после рождения, а через некоторое время, можно
полагать, что эти изменения связаны не с механическим сдавливанием
грудной клетки при родах (в таком случае растяжимость легких изменялась
бы сразу), а с действием катехоламинов, находящихся в кровотоке...
В работах нашей группы из Королевского института было установлено,
что концентрация в крови новорожденного глюкозы, свободных жирных
кислот и глицерола (все эти вещества образуются при мобилизации
соединений, в виде которых запасается энергия) после естественных
родов выше, чем после планового кесарева сечения. Мы убедились
также в том, что у детей, появившихся на свет путем кесарева сечения,
чаще встречается пониженное содержание сахара в крови; следовательно,
у таких детей уменьшены ресурсы основного “топлива” организма...
было обнаружено, что после естественных родов кровоток у ребенка
перераспределен в пользу жизненно важных органов за счет периферии...
Существует предположение (правда, оно еще более гипотетично,
чем рассуждение о роли катехоламинов в приспособлении новорожденного
к внеутробному существованию), что катехоламины также имеют значение
для образования привязанности между матерью и ребенком. Исследователи
из Медицинской школы Университета Кейс-Вестерн-Резерв М. Клаус
и Дж. Кеннел считают, что первый час после рождения является критическим
периодом для установления привязанности между матерью и ребенком:
если привязанность не возникает в этот срок, то в дальнейшем отношения
между ними какое-то время будут затруднены. Такая точка зрения
весьма спорна, однако если она окажется верной, то следует сделать
вывод, что лучше, когда сразу после родов ребенок и мать энергичны
и активны, а не вялы и пассивны...
Все эти данные свидетельствуют о том, что выброс гормонов
стресса у ребенка при нормальных родах - не только реакция собственно
стресса, вызванного неблагоприятными воздействиями, но и приспособительный
механизм, способствующий выживанию новорожденного. А в таком случае
дети, появившиеся на свет в результате планового кесарева сечения
(т.е. до того, как у матери начинаются схватки), возможно, оказываются
в более трудном положении перед лицом новых условий существования,
чем если бы они родились естественным путем”.
Итак, совершенно очевидно, что естественное родоразрешение –
наиболее благоприятный вариант для правильного (подчеркиваю –
правильного!) включения в работу определенных
физиологических процессов, т.е. включения витальных по-требностей
и, соответственно, рефлексов.
Помимо чисто физиологических проблем, возникающих у новорожденных,
появившихся при помощи кесарева сечения, о которых говорилось
в процитированной статье, многократно в литературе отмечалось,
что такие дети гораздо чаще вырастают с агрессивным характером,
менее управляемы, более равнодушны к чужой боли, более холодны
вообще в психическом отношении.
Однако этот факт следует связать, скорее всего, лишь с тем, что
после появления на свет после кесарева сечения ребенок не может
установить ни физический, ни биопольный контакт с матерью, поскольку
такого рода операции проводятся под общим наркозом. Это приводит
к выключению хроноса в работе памяти матери и к определенному
“выключению” работы души, т.е. возникают условия психической
депривации. Указанный контакт родившегося младенца с матерью имеет
в своей основе рассмотренный ранее механизм импринтинга, т.е.
запечатления, формирующегося сразу после появления на свет как
у младенца, так и у матери.
Ранее уже говорилось, что все психические проявления, наблюдаемые
у организмов низших форм, можно проследить и у организмов высших,
но в иной, более совершенной и более универсальной форме. К таким
проявлениям относится и функция запечатления, т.е. импринтинг,
с той разницей, что у людей эта функция развита сильнее и резче
сказывается в течение всей жизни нового организма. Из данных статьи
“Стресс при рождении” следует, что максимальная сила
сформированной функции запечатления происходит в первые два часа
после рождения ребенка.
Мобилизация энергетических ресурсов организма младенца,
по-видимому, существенно влияет и на энергетическую мобилизацию
души. Это следует принять потому, что для формирования полноценной
функции отражения у младенца еще нет усвоенного жизненного опыта
в том объеме, чтобы воспринимать свое отражение ситуации достаточно
адекватно.
Именно поэтому на ранней неонатальной стадии должен непременно
иметься тот канал приема информации, который охватывается биополем.
Через этот канал у человека включаются те структуры мозга, которые
ответственны за формирование импринтинга.
Следовательно, импринтинг у человека это не просто функция запечатления,
но и, в некотором смысле, спусковой крючок, щелчок которого включает
в работу психику нового организма в условиях вне чрева матери.
А смысл этого “крючка” состоит всего лишь (во внешнем восприятии)
в том внимании и любви, которые так необходимы младенцу в первый
миг его появления на свет.
Кроме того, функция запечатления у человека, в данном
случае - у младенца, имеет и важное отсроченное значение, так
как при помощи этого пускового механизма на всю оставшуюся жизнь
будет сохраняться способность запечатления других людей, т.е.
любить.
Воспетое поэтами и прозаиками возвышенное чувство любви основано
именно на функции запечатления (импринтинга), что еще раз подчеркивает
важность формирования функции запечатления сразу, в первые часы
после рождения. Дети, воспитывающиеся в детских домах с момента
рождения (так называемые отказные дети), не имеют сформированной
функции импринтинга и не могут в дальнейшем создать полноценную
семью. Это одно из страшных социальных последствий психического
характера, которое не может быть устранено каким-либо образом.
Можно принять, что для формирования импринтинга у
младенца необходима следующая последовательность событий: выброс
катехоламинов в кровь при начале родовых схваток у матери, стресс
при рождении и контакт с матерью в первые два часа после рождения.
Если эта последовательность нарушается, то полное запечатление
произойти не может, даже если потом мать отдаст все силы для того,
чтобы сформировать чувство любви у своего младенца.
Если же младенец, родившийся естественным способом, не имеет
в первые два часа физического контакта с матерью, что бывает в
тех случаях, когда мать слишком слаба после родов, то в этом случае
вступает в действие в определенной степени биопольный контакт.
Это происходит в том случае, если мать ни на секунду не перестает
душой быть вместе со своим ребенком, т.е. формирует вполне определенную
информационную посылку - мыслеформу, воспринимаемую младенцем:
это, в определенном смысле, “спасает” ребенка.
Но для того, чтобы такого рода посылка “сработала”,
необходимо выполнение первейшего условия – установления биопольного
контакта еще в период беременности, о чем мы говорили только что.
Поэтому и получается, что одно без другого – недостижимо.
По-видимому, при биопольном (т.е. без сенсорного закрепления)
формировании импринтинга контакт слабее, но не приводит к катастрофическим
последствиям. Физический контакт матери и младенца совершенно
необходим и в этом случае, поскольку биопольный канал связи “мать-ребенок”
без определенной поддержки постепенно ослабеет и через 24 часа
перестанет функционировать вовсе.
Напротив, своевременно состоявшийся физический контакт ребенка
с матерью запускает в действие механизм запечатления, фиксирует
его, сохраняет действие биопольного канала связи. Если же импринтинг
состоялся, то это вовсе не означает, что все в порядке. Механизм
запечатления у человека требует непрерывного подкрепления на первой
стадии жизни ребенка (до 6-ти мес.).
“Таким образом, на этой ранней стадии связи “мать-ребенок”
особое значение имеет очень тесный контакт матери и новорожденного.
При этом имеется в виду именно прямой, телесный контакт, и, следовательно,
необходимо признать неправильным, когда плачущего младенца запрещают
брать на руки, хотя известно много теорий, которыми пытаются мотивировать
этот запрет. Между тем в первые месяцы жизни плачущего младенца
просто необходимо брать на руки, обеспечивая тем самым тесный
контакт с ним.
Если плач и играет какую-то роль в механизме запечатления,
то его значение может быть только “иди сюда”. Ребенок плачет потому,
что испытывает потребность в контакте, и в результате этого контакта
у него формируется чувственное впечатление, которое мы называем
любовью и нарушение которого приводит к тяжелым последствиям.
Естественно, если ребенка систематически не берут на руки
и дают ему выплакаться, он вскоре научится понимать, что плакать
бесполезно, все равно его не возьмут. В результате он будет отличаться
хорошим поведением, но при этом нельзя не подчеркнуть, что как
раз с этими хорошо себя ведущими младенцами и связаны очень многие
осложнения. При анализе различных отклонений, проявившихся в 6-7-летнем
возрасте, очень часто оказывается, что “это был прекрасный ребенок,
никогда не плакал, лежал так, как его положишь, и потому его всегда
можно было оставить одного” (Раншбург Й, Поппер П. “Секреты
личности”, М., “Педагогика”, 1983 г., стр. 19).
Слабое, неполное формирование функции импринтинга (функции запечатления)
ослабляет привязанность к семье, деформирует в будущем формирование
онтогенетического дерева потребностей в части формирования социального
уровня потребностей, трансформирует условия формирования потребностей
более высокого уровня. В дальнейшем у девочки это может привести
к тому, что (при отсутствии на это социальных причин) она может
стать проституткой. Мальчик с ослабленной функцией запечатления
будет плохим семьянином. И то, и другое будет обусловлено несформированностью
потребности постоянства социального контакта, появляющейся как
следствие формирования неполноценной функции импринтинга.
В качестве примера, иллюстрирующего силу влияния фактора отсутствия
функции импринтинга на психическое и соматическое состояние ребенка,
приведу исторический пример, когда осуществлялось целенаправленное
“выращивание” сверх-людей по существующим, якобы, законам
евгеники. Дело было в фашистской Германии. Для указанного “выращивания”
отбирались по строгим медицинским показаниям молодые люди, которые
осуществляли указанную программу – рожали сверх-людей. Рожали
в специальных комбинатах, в идеальных жизненных условиях, но без
каких-либо признаков любви.
“Каковы же выводы из этого беспрецедентного опыта
столетия? Результат оказался поражающим воображение. В племенных
инкубаторах появилось на свет 50 тысяч детей. Немалая выборка
для проверки научных гипотез. Как выяснилось позднее, уже после
крушения фашистского режима, интеллектуальный уровень этих детей
был чудовищно ниже среднего.
Доля умственно отсталых среди них в 4-5 раз превышала
норму. Это значит, что на племенных заводах нацистов народились
дебилы. Такой вывод, полученный на основе “чистого” эксперимента,
проведенного на огромной массе людей, ставит сокрушающую точку
в споре о правомерности применения по отношению к людям евгенических
теорий. Воспитание же в отрыве от семьи довершало умственную неполноценность
детей, рожденных, напомним, от совершенно здоровых и полноценных
родителей” (Л. Н. Мельников “Сверхчеловек: возможен
ли он?”, газета “Оракул”, № 3, 1997 г., стр. 20).
Таким образом, функция запечатления – это не какой-то миф, но
огромная созидательная или разрушительная сила. В некотором смысле
функцию запечатления можно, с этих позиций, рассматривать как
форму образования (формирования) некоторого психического комплекса,
который следует обозначить как “социальный эгоизм”, являющегося,
таким образом, важным регулирующим моментом в течение всей жизни
индивида и проявлением определенной формы интровертности.
Однако формирование функции запечатления необходимо не только
младенцу. Функция импринтинга совершенно необходима и родителям
(по отношению к младенцу), так как при этом устанавливается не
только определенная близость с младенцем, но и формируется, а
в некотором смысле - планируется будущее всей семьи: ее уклад,
характер отношений в семье, с будущими детьми, с будущими внуками.
Благодаря функции запечатления закладывается основа будущей семьи
только что рожденного ребенка, когда он сам, став взрослым, сможет
дать жизнь новому поколению.
Однако и это еще не все.
С функцией запечатления, как с психологической основой
реализации условия почитания родителей и вообще старших, связана
возможность установления психологического контакта с Богом. Это
может показаться фантастикой, но именно в реализации этой психической
функции лежит основа нашего отношения к Богу. Понять это важно,
поскольку именно с функции запечатления начинается формирование
внешней структуры души человека, а через нее - осуществляется
информационная связь с ушедшими поколениями.
Иначе говоря, импринтинг – это то, что обязательно должно быть
передано по наследству.
Таким образом, психическая депривация (в данном случае – физическая
изоляция) в первые часы жизни младенца на белом свете приводит
к последствиям, исправить которые будет не в состоянии никакое
воспитание. И дело в том, что душа младенца не сформирует определенный
информационный комплекс, определяющий не только поведение, но
и характер социальных контактов младенца в будущем.
Это означает, что из-за депривации по импринтингу у ребенка не
может быть сформировано полноценное онтогенетическое дерево потребностей.
Таким образом, функция запечатления определяет в некотором смысле
будущую жизнь, т.е. судьбу каждого человека. Это произойдет вследствие
того, что в условия формирования онтогенетического дерева потребностей
вторгнутся такие психические факторы, которые в буквальном смысле
“изувечат’ психику будущего человека. Следует понимать
также, что психическая депривация младенца по импринтингу, как
бумеранг, возвращается немедленно и к его родителям и деформирует
психологический климат семьи.
Если говорить обобщенно, то функция запечатления является в некотором
смысле психологическим фундаментом всей жизни человека, программирует
жизнь будущих детей, внуков и так далее. Поэтому важно понять
не только то, что происходит, если функция запечатления у человека
не сформировалась, но и то, что следует делать для восстановления
этой функции.
Несмотря на некоторую интимность последующего материала, сейчас
я имею право привести пример того, как у одного человека была
нарушена функция запечатления, и как ему удалось ее восстановить.
Однажды ко мне обратился мой знакомый (его возраст в то время
был 62 года) с несколько необычной просьбой.
Он рассказал следующее.
От своей матери, которая к моменту его рассказа уже давно скончалась,
он как-то узнал, что в период беременности она хотела сделать
аборт в силу некоторых семейных обстоятельств. Далее как-то все
успокоилось, она родила здорового во всех отношениях мальчика,
который рос любящим сыном. Проблем никаких не было. Однако незадолго
перед своей кончиной она рассказала ему о ее думах по поводу аборта
в период беременности им. После этого он стал осознавать причины
страха, преследовавшего его всю жизнь, но в котором он никому
не признавался.
Мой знакомый попросил совета.
Я предложил ему сходить в церковь, поставить свечку за упокой
матери, попросить у нее прощения и после этого поблагодарить ее
за все, что она сделала для него.
Спустя две недели мы вновь встретились. Мой знакомый горячо поблагодарил
меня: страх и какая-то внутренняя скованность полностью прошли…
Вот и вся история, связанная с одной из форм психической депривации.