Природа болезней.
Теория. Методы. Результаты.
ЧАСТЬ 9. “ПОГАШЕНИЕ” ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЭМОЦИИ
Теперь попытаемся понять, в чем состоит процесс “погашения” действующей
потребности.
На первом этапе, когда происходит выявление той или иной потребности,
оценивается внешняя обстановка. Это соответствует процессу “узнавания”
и оценки соответствия этой обстановки выявленной потребности.
Значит, на этом этапе осуществляется анализ, который в той или
иной степени формирует уровень лабильности. На этом этапе уровень
эмоций, которые обусловлены только уровнем лабильности, достаточно
высок. Следовательно, проверяется соответствие действующей и выделенной
потребности поступившей внешней информации, анализ внутренней
(хранящейся для проведения операции узнавания) информации и оценкам
наличных ресурсов организма для удовлетворения (“погашения”)
данной потребности.
Далее начинается процесс исполнения выявленной потребности, сопровождаемый
непрерывным формированием полной функции отражения Fотрi,
которая непрерывно уточняется. В ходе реализации принятого решения
совершается определенная работа в итоге исполнения конкретной
функции отражения, что может приводить к трем различным итогам:
- выделенная потребность быстро уменьшается и в ограниченный
ресурсами организма срок – “погашается”;
- выделенная потребность не уменьшается с достаточной степенью,
что оценивается по скорости расхода ресурсов организма;
- выделенная потребность не уменьшается, поскольку ресурсы организма
оказались непригодными для “погашения” потребности.
В первом случае идет непрерывное подтверждение “узнавания”
с высокой степенью достоверности сложившейся ситуации, что снижает
уровень лабильности, делает реализацию процесса “погашения”
потребности устойчивым и целенаправленным. Это может породить
положительные (в данном случае - именно положительные) эмоции
от уверенности “погашения” потребности (предвкушение достижения
цели). Наконец при полном или при почти полном “погашении”
потребности будет формироваться пик положительной эмоции, связанной
с эффектом достижения цели и “погашением” действия потребности,
определявшей совокупность действий.
Во втором случае предпринимаемые усилия не дают достаточного
эффекта. Это повышает уровень лабильности, обуславливаемой в данном
случае поиском либо дополнительных ресурсов, либо дополнительной
информации, либо иных решений. Следовательно, происходит непрерывная
переоценка ситуации. Положительные или отрицательные эмоции “эффекта
цели” в этом случае, по-видимому, вообще не формируются,
но формируются отрицательные эмоции дефицита информационного или
ресурсного обеспечения.
Наконец, в третьем случае могут происходить разные эффекты. В
ряде случаев может происходить отказ от реализации выявленной
потребности, так как не может быть обеспечено ресурсное обеспечение
“погашения” потребности.
Это может приводить к формированию чрезвычайно сильных
негативных эмоций, связанных с невозможностью “погашения” доминантной
потребности, определяющей поведение индивида. Это выливается в
агрессию, в страх. Эмоции, формируемые при этом, следует назвать
“эмоциями греха”, так как при их формировании, как мы увидим в
дальнейшем, душа субъекта страдает, становится “черной”.
В других случаях, когда выделенная потребность не может быть
исключена из числа актуальных, начинается мучительный поиск требуемого
решения, что сопровождается поиском иных функций отражения с использованием
все новых и новых ресурсов, все новой и новой информации. Ситуация,
когда за счет действия функции компенсации потребность не может
быть отключена, а ресурсов организма или наличной информации недостаточно
для ее реализации, порождает эмоции отчаяния, также являющимися
“эмоциями греха”, так как в этом случае происходит негативное
искажение души. Действие такого рода “не погашаемых”
и “не отключаемых” потребностей может длиться годами, подтачивая
физическое здоровье индивида. Это уже следует характеризовать
как психическое заболевание.
На данном этапе следует сказать, что человек никогда не должен
переходить к третьей фазе (стадии) влияния “непогашенной”
потребности. Если человек поймет, что потребность не может быть
“погашена” в сложившихся обстоятельствах, он должен искусственно
“погасить” действие (влияние) этой потребности. И направить
усилия в этом случае на поиск иных решений, либо на переход в
иное состояние, когда начинают выявляться иные потребности.
Из сказанного непосредственно вытекает, что состояние стресса
- есть состояние, связанное с непродуктивным расходованием ресурсов
организма в состоянии острой необходимости решения некоторой конкретной
задачи. Естественно, состояние стресса будет тем острее, тем сильнее
будет угнетать организм, чем дольше будет тянуться сложившаяся
ситуация.
Тем не менее, категорически нельзя утверждать, что
стресс - это сугубо отрицательное состояние разума. В состоянии,
когда происходит поиск трудного решения в форме требуемой функции
отражения Fотрi, могут быть найдены такие решения, которые существенно
обогатят разум индивида, резко расширят его возможности. Это будет
происходить вследствие того, что в ряде случаев разум может “сработать”
совершенно нестандартно, что и даст существенное обогащение разума
индивида.
Условиям тренинга в режиме достаточно сильного стресса соответствует
много видов человеческой деятельности. Так осуществляется подготовка
пилотов на специальных тренажерах. Некоторые воинские подразделения
проходят специальную подготовку “на выживание” в крайне
неблагоприятных жизненных условиях. Можно сказать, что вообще
подготовка воинов должна проходить всегда в таких условиях, поскольку
в этом случае “нарабатываются” заготовки функций отражения
для подобных или более сложных условий в реальной боевой обстановке.
Таких примеров можно приводить достаточно много.
Следует сказать, что некоторые люди вполне сознательно создают
себе максимально трудные условия, рискуют своей жизнью, находя
в этом определенное удовольствие. В этом случае проявляется то,
что на определенном этапе онтогенеза (развития) у таких людей
сформировался специфический психический сенсор, включающий потребность
риска. Эта потребность “погашается” всегда, когда человек
находит неординарное решение в сложной ситуации и сопровождается
переживанием острой положительной эмоции, которую такой человек
стремится переживать вновь и вновь ради переживания мига “победы”.
Частным случаем подобного поведения могут быть действия альпинистов,
для которых действительно, как сказал В. Высоцкий, “лучше
гор могут быть только горы, на которых ты еще не бывал”.
Но важно понять и то, что существенным при этом является
не победа над кем-то или над чем-то, а победа над самим собой,
поскольку человек находит полноценную функцию отражения, находясь
в стрессорной ситуации. Стрессорные ситуации как никакие другие
способствуют развитию и совершенствованию разума, они полностью
соответствуют реализации условия “реализуйся сам”.
Поэтому можно и следует умело создавать такие ситуации на стадии
развития ребенка, когда за счет постепенного усложнения создаваемых
ситуаций его интеллект будет достаточно быстро шлифоваться и совершенствоваться.
При этом я исхожу из того, что под интеллектуальной способностью
разума следует понимать способность принимать решения на основе
неполных исходных данных, имеющихся в распоряжении разума и содержащих
определенный уровень ошибочности, при неясном исходе от предпринимаемых
усилий. Естественно, уровень интеллекта конкретного индивида тем
выше, чем более сложные и более неочевидные по результатам действия
может предпринимать его разум и добиваться наиболее удовлетворительного
результата. Такое определение сущности интеллекта введено и обосновано
в книге “Психология живого мира”.
Таким образом, стресс является необходимым условием развития
и совершенствования интеллекта.
Теперь посмотрим на условия возникновения стрессорных
ситуаций немного с иной стороны. Речь пойдет об условиях возникновения
таких ситуаций, которые коротко можно охарактеризовать, как ситуации
с ограниченным объемом доступной для индивида информации. В некотором
смысле происходит сенсорная депривация, т.е. ограничение тем или
иным образом количества внешней информации, которую может использовать
индивид в процессе принятия решения.
Чем глубже и чем сильнее происходит сенсорная депривация, тем
сильнее проявляется нарушение условий формирования общей полной
функции отражения Fотр полн.
В этом случае нормальная работа узла управления психикой (его
структура показана выше) возможна только до определенного времени,
пока собственной информации, генерируемой по каким-либо причинам
(внутренние переживания, воспоминания, обдумывание какой-либо
семейной ситуации и т.п.) достаточно для формирования полноценной
функции отражения.
На определенном этапе при наличии сенсорной депривации
возникает сильный сенсорный стресс, даже если индивиду не угрожает
что-либо.
В этом случае функция отражения начинает формироваться произвольно
и спонтанно, синтезируя произвольные символы, которые в виде функции
компенсации поступают на узел анализа, где и происходит их анализ.
Поскольку в таком случае анализируется химерическая информация,
то разум, вновь ее воспринимая, начинает “видеть” и “слышать”
галлюцинации. Правда, возникновение подобных эффектов иногда происходит
вследствие того, что душа индивида (человека, поскольку эти эффекты
наблюдались в экспериментах над человеком) выходит из сомы и начинает
самостоятельно добывать информацию.
При сенсорной депривации потребности организма и самого разума
(выше первого уровня) не могут быть идентифицированы по значимости
или по приоритету из-за отсутствия внешней информации. Это приведет
к произвольному формированию функции компенсации и произвольному
переключению разнообразных потребностей. Поэтому эмоции, вызванные
сенсорной депривацией, являются наиболее “отрицательными”
и наиболее опасными для психического здоровья индивида.
На раннем этапе онтогенеза, т.е. в младенческом возрасте, сенсорная
депривация не будет вызывать таких эмоций, поскольку еще не сформировано
то, что было названо “онтогенетическим деревом потребностей”.
Это означает, что на раннем этапе физического и психического развития
индивид имеет главным образом потребности организма, а психические
сенсоры еще не сформированы.
Поэтому сенсорная депривация на ранней стадии развития организма
(младенца) приводит к невосстанавливаемым искажениям развития
души и разума младенца. Сенсорная депривация в период раннего
детства не может вызывать каких-либо эмоций, но приведет к качественно
иному изменению свойств психики – к устойчивой психической депривации.
В результате этого с искажениями или вовсе не будет сформировано
онтогенетическое дерево потребностей. Помимо полной или частичной
утраты индивидуальности, психическая депривация почти полностью
изуродует механизм формирования эмоций.
Для человека спектр потребностей может быть сформирован значительно
более широким, чем для других теплокровных животных. Причем реализация
этих потребностей уже не обязательно будет осуществляться на основе
инстинктов. Скорее даже наоборот: чем более широк спектр потребностей
человека, тем дальше в своей реализации уходит от инстинктов поведение
человека, хотя и при этом возможно применение, так сказать, “домашних
заготовок”, т.е. использование почти готовых программ деятельности,
заложенных в процессе воспитания и обучения.
Для завершения создания основы теории эмоций нам осталось рассмотреть
вопрос о количественном значении эмоций “погашения” потребностей.
Актуальность этого следует из того, что при анализе, который будет
предложен далее, мы увидим принципиальное отличие эмоций этого
типа от эмоций информационно-ресурсного обеспечения, поскольку
“погашение” потребности - итог продолжительного процесса.
Понятно, что процесс “погашения” потребностей - это протяженный
во времени и сопровождаемый вполне определенной работой разума
процесс, реализуемый через организм, т.е. процесс последовательного
формирования чем-то взаимосвязанных, в чем-то повторяющихся функций
отражения.
Следовательно, “погашение” потребности можно уподобить
вычислению вполне конкретного интеграла. Этот интеграл может либо
сходиться (это будет соответствовать условию “погашения”
потребности), не сходиться (это будет соответствовать условию
недостаточности, например ресурсов организма) и расходиться (это
будет соответствовать непригодности ресурсов требованиям задачи
и/или неверного понимания ситуации). Переменными интегрирования
будут ресурсы Ri и информация Иi,
а условием сходимости - уменьшение уровня актуализации или быстрое
“погашение” потребности.
По своей природе это будет криволинейный интеграл первого типа,
так как в ходе выполнения указанной работы происходит проверка
только одного условия: уменьшения потребности (dП).
Эп = jF(Ri;Иi)dП
Для наших условий вполне подходит правило проверки сходимости
данного интеграла, так как если функция F(Ri;Иi) непрерывна,
что соответствует подтверждению непрерывного “узнавания” ситуации
и достаточности имеющихся ресурсов, то приведенный интеграл существует,
т.е. он может быть “вычислен” в приемлемые сроки при
наличных ресурсах. Момент “погашения” потребности фиксируется
ее исчезновением (“отключением” от узла управления в силу малости),
что и вызывает тот вид эмоций, которые в данном случае следует
назвать “положительными”, поскольку организм в этот момент
переживает экстатическое состояние. Именно такие переживания,
которые связаны с процессом “погашения” удовлетворенной потребности,
человек стал обозначать как “счастье”, т.е. некоторый
краткий миг жизни.
Если же интеграл не сходится вследствие большой скорости убывания
ресурсов или неполноты информации, то организм переживает подлинно
“отрицательную” эмоцию, связанную с недостижимостью цели.
В случае медленной сходимости интеграла может быть принято иное
решение - отказ от удовлетворения (“погашения”) данной
потребности.
Отметим еще одну особенность формирования эмоций от “погашения”
потребностей, кроме переживаемых острых положительных ощущений.
“Погашение” потребности уровня выше первого, активизирует
действие “психических сенсоров”, повышает их психическую
активность. Это создает условия их нового и нового включения (повторное
“включение” когда-то “погашенной” потребности),
что может иметь большое положительное и не менее большое отрицательное
значение, смотря по тому, какого характера потребность была “погашена”.
Если удовлетворялись, скажем, потребности в информации или творческие
потребности (создание новой информации), то в этом случае происходит
развитие индивида в интеллектуальном отношении. Если же “погашалась”
потребность в наркотиках, к которым происходит только психологическое
привыкание (формируется лишь соответствующий “психический
сенсор”), то происходит деградация личности в психическом
смысле. Этот тип наркотической зависимости поддается психическому
лечению. Если же наркотики осуществляют “замену” типа медиатора
в синапсах нервной системы, то привыкание переходит на уровень
витальных потребностей, что уже практически не поддается лечению.
Таким образом, здесь рассмотрено два различных вида эмотивных
проявлений:
- информационно-ресурсные эмоции, связанные непосредственно с
оценкой ситуации;
- эмоции “погашения” активизированной потребности, что
обусловлено последовательным выполнением определенных операций
(работы), связанных с расходованием ресурсов.
На этом можно ограничить изложение теории эмоций, поскольку все
основные положения, отражающие как условия возникновения, так
и назначения эмоций, здесь представлены.
Теперь можно сопоставить разработанную модель формирования эмоций
с моделью П. В. Симонова.
“Мы определяем эмоцию как отражение мозгом человека и высших
животных какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения,
характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку вероятности
субъект производит на основе врожденного и ранее приобретенного
индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о
средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения
цели (удовлетворения потребности), с информацией, поступившей
в данный момент.
Прогнозирование вероятности достижения цели у человека может
осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне.
Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления
новой информации порождает положительные эмоции, активно максимизируемые
субъектом с целью их усиления, продления, повторения. Падение
вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательным
эмоциям, которые субъект стремится минимизировать - ослабить,
прервать, предотвратить.
Таким образом, эмоция в нейрофизиологическом смысле есть
активное состояние системы специализированных мозговых образований,
побуждающее субъекта изменить поведение в направлении максимизации
или минимизации этого состояния, что определяет регуляторные функции
эмоций, их роль в организации целенаправленного поведения”
(П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский “Происхождение духовности”,
М., “Наука”, 1989 г., стр. 7).
Рассмотрим ряд ошибок в приведенном отрывке.
Первая ошибка состоит в том, что субъект, по мнению П. В. Симонова,
непроизвольно сопоставляет наличную информацию и поступившую.
Это не так, потому что в этом случае пропадает действие механизма
мышления, что не соответствует действительности.
Разумом на самом деле осуществляется не просто сопоставление,
но компенсационное сопоставление информации, что необходимо для
“узнавания” (понимания) ситуации, а формирование функции компенсации
и есть уже первичная часть процесса мышления.
Вторая ошибка состоит неверной трактовке смысла вероятности достижения
цели.
Оценка изменения вероятности может быть произведена
только после того, как предприняты какие-то усилия, т.е. начата
определенная работа по "погашению" потребности, приводящая
к изменению ситуации и, соответственно, к изменению информации
и ресурсов.
Ошибка состоит в том, что у П. В. Симонова тем самым соединились
в одно целое два вида эмоций. Во-первых, сюда вошла эмоция, сформированная
по факту “узнавания” или “неузнавания” ситуации
(эмоция первого впечатления). Во-вторых, сюда же отнесена и эмоция,
связанная с процессом “погашения” потребности.
Таким образом, предложенное здесь объяснение возникновения и функционального
назначения эмоций существенно отличается от того, как это было
описано П. В. Симоновым. Как видно, предложенная здесь модель
эмоций во многом “примиряет” множество различных точек
зрения на обнаруживаемые проявления эмоций.
Однако в отличие от всех иных воззрений, предложенная модель
дает вполне определенное функциональное объяснение механизму действия
и, соответственно, проявления эмоций. Этот механизм, несомненно,
связан с процессом узнавания ситуации, с механизмом “погашения”
потребностей и с оценкой наличных “текущих” ресурсов,
т.е. с итогами мыслительной деятельности.