В музее изобразительных искусств имени Пушкина есть египетский зал,
в котором находятся многие экспонаты привезенные из Египта. Основной
же достопримечательностью зала являются саркофаги, ну и конечно же
мумии. Недавно музей проводил грандиозную выставку в которой показывались
экспонаты не только повседневной экспозиции, но и другие, из архивов
музея.
И вот какие интересные наблюдения удалось сделать. Всем известно,
что египетская культура загадочна. И многие загадки не разгаданы до
сих пор. Но часть этих загадок можно разгадать даже не проводя сложных
анализов и исследований.
Первое, что бросилось в глаза - это огромное
полотно с изображением 3-х фигур. Вы можете видеть это на иллюстрации.
К сожалению в музее не сфотографируешь нормально, поэтому качество
картинки оставляет желать лучшего...
На изображении, по центру мы видим человека, нарисованного во всех
пропорциях и даже в повороте. Это удивительно, так как многие ученые
склонялись к тому, что египтяне просто не умели правильно отображать
человека на папирусах и в своих рельефах. На данном изображении наглядно
показано, что эти теории не состоятельны. Также необходимо учесть
тот факт, что египтяне были превосходными скульпторами и с пространственным
воображением у них все было в порядке. Когда смотришь на эту картину,
то в голове возникает некоторый протест:"Как вообще такое возможно?".
Ведь человек очень похож на святого с христианских икон. И очень похоже
на немногочисленную греческую живопись. Интересен тот факт, что в
зале висели также и христианские иконы, которые по словам куратора
были всегда, а вот это египетское полотно и саркофаги по середине
зала не успели унести в архив. Впрочем, хорошо, что не унесли.
Почти сразу меня заинтересовал один интересный экспонат. Посередине
зала под стеклом располагался саркофаг с мумией девушки.
Сразу же бросилось в глаза, что девушка
по пропорциям была гораздо ниже современных людей. А потом, по словам
экскурсовода, выяснилось, что египтяне и вовсе по пропорциям были
миниатюрнее нас. У них была вытянута голова, вернее затылочная часть,
что говорит об определенном способе мышления. Ведь известно, что чем
мозг больше -тем человек умнее. :) Но это только предположение...
На данном саркофаге я заметил некоторую особенность - с левой стороны
роспись имела сюжет загробного мира. То есть там были нарисованы боги
загробного мира, такие как Анубис, Осирис и другие, а справа изображался
реальный, или проявленный мир - мир физический. Там были нарисованы
фараон и его жена, слуги фараона. Саркофаг был изобразительно поделен
на части и имел среднюю линию. На средней линии изображались всевозможные
иероглифы и образы, говорившие о границе перехода жизни физической
и энергетической. Например можно было видеть жука скарабея, который
в Египте считался священным, а также птицу - ибиса, которая как бы
обучала и обьясняла тайны загробной жизни. На фотографии стрелкой
указана средняя линия и местоположение изображений.
Самая значимая особенностьсаркофага была
в том, что на его средней линии изображались разноцветные круги и
они находились как раз на пересечении "меридианов" и "долгот"
- изобразительных полос, опоясывающих саркофаг. На мой взгляд - круги
олицетворяли Солнце, а соответственно бога Солнца Ра. Они совпадали
с теми местами, где у человека находятся энергетические центры - чакры.
На этой картинке вы можете видеть эти круги, они обозначены желтыми
стрелками, а также обратите внимание на меридианы, которые показаны
голубыми стрелками.
Начиная от солнечного
сплетения меридианы как бы круговыми движениями идут к голове. Может
быть это олицетворение "сияния" чакры солнечного сплетения.
Но это опять же остается загадкой. Солнечное сплетение на этом и других
саркофагах обозначалось большим красным кругом, остыльные же центры
могли показываться в виде желтых маленьких кругов или изображений
и иероглифов. Обычно эти круги были нарисованы в местах пересечения
средней линии и линий, опоясывающих саркофаг.
Под солнечным сплетением изображалась богиня с крыльями - богиня
Исида - она обеспечивала защиту умершим и крыльями подгоняла к ним
воздух жизни. Не странно, что она изображалась в середине тела, ведь
там, как известно находятся самые основные жизненно важные чакры.
На некоторых саркофагах
очень четко можно было видеть 3 - й глаз, который также был в виде
круга. Здесь, к сожалению его не было. Может быть - он был в другом
слое данного саркофага, которого нет в музее. На саркофагах же других
мумий 3 - ий глаз можно было легко рассмотреть
Мне очень повезло, что я увидел саркофаг этой женщины, так как на
других ничего подобного не наблюдалось. Также хочу заметить, что чем
ближе слой саркофага к мумии, тем он информативнее. Есть предположение,
что информация о чакрах и вообще потусторонней жизни утаивалась у
важных персон - фараонов, жрецов. Их саркофаги менее всего насыщены,
что вероятнее всего с лихвою компенсировалось в росписях самого помещения
захоронения.