"Человек есть два человека: один спит при свете, другой
бодрствует во тьме"
Метод, предложенный отшельником Махарши Рамана, медитация атмавичара,
это, по-существу, вторжение во внутренний диалог нашего "эго"
силы, пробуждающей
"невовлеченного свидетеля" - истинного Я. Если древние
методы вивека-джняна сводились к отслеживанию всех психических феноменов
как не-я, то в этом случае медитирующий спрашивает с почти провокационной
прямотой: "Что же такое я? Кто я, думающий об этом?"
При возникновении любой мысли спрашивайте: "для кого возникла
эта мысль? кто ее воспринимает?" После внутреннего ответа эго:
"Для меня" , - спросить кто я и где его источник? - что
СРАЗУ приводит к исчезновению мысли и приглушению эго.
Эго (ахамкара) - это ложное "я", по-существу - "летун".
И обращение к нему не случайно напоминает магическую формулу обращения
к демонам в иных традициях ( "кто ты и откуда"). Вопрос
и ответная мысль - это тоже внутренний диалог, во всяком случае -
в начале. Но благодаря упорству в этом процессе все активнее становится
промежуток между двумя мыслями - очищеное эго, фон замирания внутреннего
диалога, (сравни с рекомендациями Кришнамурти отслеживать промежутки
между мыслями), опыт пребывания в истинном Я.
Постепенно вопрос "кто я" из думания превращается в лишенное
мыслей состояние вопрошания. Когда мы слышим шорох за спиной, мы не
думаем, мы просто находимся в состоянии вопрошания "что это шуршит"?
Вот эта аллертность молчащего сознания и есть подлинная вичара.
Затем мысль "кто я" из состояния бодрствования (джаграт)
переносится в сновидения (свапна), где то же самое эго продолжает
внутренний диалог по совершенно иным законам - законам второго внимания.
Само состояние вопрошания, перенесенное в сновидение, создает полную
люцидность.
Полностью эго (ахамкара) исчезает во сне без сновидений (сушупти).
Для обычных людей сушупти - темнота, отсутствие всяких переживаний.
Для практикующего вичару в сушупти исчезает лишь ложное "я",
истинное - активно. Состояние активного сознания в промежутке между
мыслями переходит в сон без сновидений как чистая осознанность, превращая
сушупти в "турия" - высшую форму осознанности.
Вичара практикуется и как упражнение (например, в традиционной сидячей
медитативной позе), и как постоянный внутренний процесс во время любых
действий.
Сидячая вичара, помимо вопрошания "кто я" при появлении
мыслей, также связана с концентрацией внимания на правой стороне груди
(сравни с другими упоминаниями места пребывания "истинного Я",
"Божьей искры" в правой части сердца у розенкрейцеров, хасидов
и православных исихастов).
Все прочие медитативные техники, по утверждению Махарши Рамана, ведут
к вичаре, подготавливают к ней, но не заменяют ее (хотя вполне могут
сочетаться, - это прежде всего медитации с дыханием и медитации с
индивидуальной мантрой, типа распространенной на Западе практики ТМ
Махариши Махеш Йоги).
После обретения первичных навыков вичары в сидячей медитации она
переносится и на иные жизненные ситуации. Ученик Махарши Рамана, Аруначала,
говорил: "выполняйте, как обычно, необходимые дела и обязанности,
но освободите себя от связи с делающим их."
Махарши Рамана не открыл ничего нового, но он придал новый импульс
классической медитативной традиции. После него о "внутреннем
свидетеле" говорил Раджниш, все прочие практики которого без
вичары - ничто. Значение этой медитации показывает такой эпизод: Однажды
к Раджнишу пришел человек и сказал, что ему нужно научиться медитировать.
"Зачем?" - спросил Раджниш. "Я страдаю бессонницей,
а медитация поможет мне". "Вы не можете заснуть? Идите к
Махариши Махеш, обучающему ТМ. А когда захотите проснуться - возвращайтесь
ко мне."
Еще одно достоинство атма-вичары в том, что она не требует знания
каких-либо абстрактных теорий, например, она совершенно не зависит
от того, разделяет-ли медитирующий индуистские концепции "Я"
как абсолютной реальности, или склонен к буддийскому отрицанию постоянства
"Я" (впрочем, в этом случае ее правильнее назвать анатма-вичара,
то есть обнарудение отсутствия ложного "я" без какого-либо
постоянного "Я" вне системы всеобщей соотнесенности, в которой
все вещи, лишенные самобытия, реальны лишь в отношении к другим, например
"Я" как абсолютный субъект - только в отношении к объекту,
- самв-себе он шунья, пустота) или вообще является, например, христианским
гностиком. Если классическая вивека-джняна (медитация, направленная
на отслеживание всего, что не является истинным "Я", - лишенным
качеств, вечным и единым Атманом) подразумевала некоторое знакомство
с текстами веданты, медитация Махарши Рамана может начинаться с мировоззренческого
нуля (он и сам не читал никаких индуистских текстов и не имел учителей).
Вичара - медитация обнаружения отстраненного наблюдателя внутренних
диалогов и видений ложного "я", - это прямой путь к осознанности.
Все прочие пути - окольны. А для тех, кто не имеет опыта Dreams
Lucidy - это вообще едва-ли не единственный путь узнать, что такое
осознанность.
Но если у Вас не получается после нескольких первых опытов - не напрягайтесь,
Вы просто не готовы. Займитесь пока медитациями, требующими меньшей
аллертности внимания, медитациями внимания пассивно-упорного, - такими,
как отстраненное отслеживание феноменов "не-я", будь то
телесные ощущения, состояния, внешние явления или психические реакции
на них.